Выработка стратегий на основе построения кривых

Рубрика: Управленческая стратегия   Метки: , , , ,
   

Помимо матриц в стратегическом анализе и формировании стратегий используются различного рода кривые — «опыта», «жизненного цикла» и пр. Рассмотрим все эти инструменты подробнее.

Кривая опыта (обучения), представляет собой полученную эмпирическим путем или прогнозируемую зависимость между объемом производства и себестоимостью единицы продукции.

Обычно при каждом удвоении масштабов производства издержки сокращаются примерно на одинаковую величину — 20—30%. Это происходит за счет экономии на постоянных затратах, выявления скрытых резервов, накопления производственного и коммерческого опыта, роста производительности вследствие улучшения организации, повышения квалификации, совершенствования базовых технологий (эффект обучения). Кривая позволяет проследить динамику издержек, определяемую перечисленными факторами и показывает, что главным условием их снижения является расширение сбыта.

Кривая жизненного цикла характеризует зависимость между объемом сбыта продукции в натуральных или стоимостных показателях и особенностями жизненного цикла, включающего стадии возникновения, функционирования, прекращения использования товара на данном рынке в целом и по отдельным фазам (внедрение, рост, насыщение, стагнация, спад), интенсивностью их протекания. Последним соответствуют следующие стратегии.

  1. Интенсивная реклама и продвижение продукции, развитие системы распределения и стимулирования.
  2. Рост доли контролируемого рынка, поддержание высокого уровня стимулирующей рекламы, продвижение продукции.
  3. Стимулирование спроса на конкретный продукт, корректировка цен в соответствии с условиями конкуренции.
  4. Укрепление распределительной сети, снижение затрат на рекламу и подготовка к снижению цен.
  5. Снижение цен, сокращение маркетинговых усилий, прекращение сбыта.

Теория жизненного цикла позволяет своевременно определить «переломные точки» и разработать меры по воздействию на отдельные его стадии, сформировать оптимальную структуру производства товаров и привести возможности фирмы в соответствие с требованиями рынка.

Метод PIMS (Profit Impact of Market Strategy) основывается на установлении количественных закономерностей влияния факторов производства и рынка на результаты работы фирмы.

Ключевая теоретическая предпосылка PIMS состоит в том, что эффективность любой хозяйственной организации, независимо от вида, размеров и сферы деятельности, определяется рядом общих факторов, которых в целом выделено 37. Основными из них являются:

  1. Вертикальная интеграция, характеризующаяся как отношение объема чистой продукции (добавленной стоимости) к обороту. В стабильных условиях это положительно влияет на результаты, а при нестабильности — отрицательно.
  2. Капиталоемкость, высокий уровень которой уменьшает прибыль и рентабельность.
  3. Относительное качество продукции.
  4. Производительность (оборот на одного работающего).
  5. Конкурентная позиция (большая доля рынка обеспечивает высокую прибыль).
  6. Изменение доли рынка (чем выше темпы ее роста, тем выше прибыль).
  7. Инновационная деятельность, характеризуемая долей затрат на исследования и разработки в обороте (повышение активности НИОКР улучшает результаты).
  8. Качество продукции, характеризуемое разностью между долей ее оборота, однозначно превосходящей продукцию всех конкурентов, и аналогичной или худшей, чем у них продукции.
  9. Частота производственных заказов.
  10. Объем сбыта в абсолютном выражении и пр.

В основе модели взаимосвязи стратегических факторов успеха лежит такой ключевой показатель деятельности фирмы как рентабельность инвестированного капитала, на которую, как показали исследования, перечисленные факторы влияют. Зная уровень рентабельности при конкретных значениях факторов или их сочетаний, фирма может выбирать наиболее эффективные стратегии инвестирования или рыночного поведения.

Похожие публикации