Службы персонала

Рубрика: Персонал и его структура   Метки: , , , , ,
   

Люди — наиболее сложный объект управления в организации, ибо, в отличие от вещественных факторов производства, являются «одушевленными», обладают возможностью самостоятельно решать, действовать, имеют свои субъективные интересы.

Классический подход к управлению персоналом характеризовался отношением к людям, как к «винтикам», требованием от них безусловного подчинения; минимизацией затрат на привлечение, повышение квалификации кадров, решение социальных вопросов; использованием преимущественно денежных стимулов; сосредоточенностью кадровых служб исключительно на «бумажной работе».

В условиях современного этапа научно-технической революции коренным образом изменилась роль человека в производстве — он превратился в главный стратегический ресурс организации. Это связано со способностью людей к творчеству, которое сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности.

Поэтому люди теперь рассматриваются как «человеческие ресурсы», достояние организации в конкурентной борьбе, основной фактор ее успеха и источник благополучия и процветания. В связи с этим и затраты на персонал (медобслуживание, отдых, занятия спортом, создание условий для творчества, развития личных способностей) представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в человеческий капитал.

В рамках концепции «управления человеческими ресурсами» персонал «уравнен в правах» с основным капиталом и расходы на него рассматриваются как долгосрочные инвестиции; кадровое планирование переплетается с производственным и сотрудники становятся объектом корпоративной стратегии; активно внедряется групповая организация труда, а поэтому делается акцент на развитие способностей людей и формирование корпоративной культуры.

Таким образом, управление человеческими ресурсами направлено на решение принципиально новых, глобальных долгосрочных задач, повышение экономической и социальной эффективности работы организации.

Организационно система управления персоналом стала формироваться на рубеже прошлого и нынешнего столетий. Специалисты, занимавшиеся этими вопросами, в Англии назывались секретарями по благополучию; в США и Франции — общественными секретарями. Их основными функциями были: устройство школ и больниц, контроль за условиями труда, противостояние попыткам создания профсоюзов, посредничество между администрацией и рабочими.

Специальные подразделения, занимающиеся проблемами персонала, возникли в 1920—30-е гг. Они выполняли работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, присутствием в судах, выплатой заработной платы. Таким образом, их функции были вспомогательными, а все основные решения по кадрам принимались высшим руководством.

В современной структуре управления персоналом выделяют несколько блоков.

  1. Блок формирования персонала (комплектование, изучение, подготовка, увольнение).
  2. Блок распределения и перераспределения персонала (первичная расстановка, профессиональная адаптация, перемещения).
  3. Блок создания условий использования персонала (охрана труда, организация медицинского и социального обслуживания, выработка методов стимулирования).
  4. Блок разработки нормативов по персоналу (производительности, расхода времени, оплаты труда).
  5. Подразделения по разработке и совершенствованию структуры персонала и системы управления им, осуществляющие их анализ, организационное проектирование, управление процессами формирования.

Важнейшим элементом служб персонала являются кадровые подразделения, управляющие его движением. Их основными функциями являются: учет персонала; прогнозирование и планирование потребности в кадрах; организация набора, отбора, подготовки, переподготовки, перемещения, увольнения работников; изучение и оценка кадров и представление руководству рекомендаций по замещению вакантных должностей теми или иными лицами; формирование кадрового резерва и работа с ним по специальным программам; участие в аттестации персонала и мероприятиях по ее итогам.

Службы персонала являются функциональными и не участвуют напрямую в управлении основной деятельностью работников, а лишь помогают руководству организации и подразделений решать кадровые вопросы. Во многих случаях службы персонала возглавляются вице-президентами, занимающими вторые места в управленческой иерархии. На эти должности назначают преимущественно молодых энергичных людей в возрасте до 40 лет, обладающих гибким прогрессивным мышлением, широким взглядом на вещи и без их участия не принимается ни одно серьезное решение.

Менеджер по персоналу выступает в роли защитника интересов работников перед другими управляющими; советника для последних по проблемам отношений с подчиненными; координатора взаимодействия персонала, профсоюзов и администрации, их консультанта.

Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках первого осуществляется текущая кадровая работа: анализ состояния и планирование потребностей в кадрах, разработка штатных расписаний, осуществление набора, оценки и отбора персонала; тестирование; планирование ближайших кадровых перемещений и увольнений, текущий учет и контроль, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, формирование резерва на выдвижение, пропаганда организационных ценностей и воспитание в их духе персонала.

Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.

Сегодня главным направлением деятельности служб персонала считается формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в них и организация практических мероприятий по набору кадров, разрешение конфликтов, проведение социальной политики.

Поскольку в настоящее время число работников сферы управления достигает 30% состава организации, одной из важнейших специфических проблем, решаемых службами персонала сегодня, является формирование оптимального управленческого аппарата, определения перспективной и текущей потребности в менеджерах.

Другой новой важной их функцией является контролинг персонала. Его задачами являются: изучение влияния, которое оказывает существующее распределение сотрудников по рабочим местам на результаты работы организации; анализ социальной и экономической эффективности применения тех или иных методов управления; координация планирования персонала с планированием других сфер деятельности организации, особенно в связи с кардинальными преобразованиями в ней; создание информационной базы по персоналу.

Еще одной современной функцией служб персонала является осуществление кадрового маркетинга, основной задачей которого является обеспечение организации высококвалифицированными работниками. Он представляет собой совокупность мероприятий по изучению внутреннего и внешнего рынка труда и его сегментированию (выделение различных категорий персонала и реализация в отношении них специальных кадровых подходов); анализу ожиданий сотрудников в области служебных перемещений, распространению в рамках организации информации о потребности в кадрах, возможностях повысить или изменить свою квалификацию, поиску и привлечению на работу в необходимых специалистов.

Крупные организации обычно проводят последний вид работы самостоятельно, например, отыскивая перспективных молодых людей уже на младших курсах учебных заведений.

При условии того, что те после завершения образования придут на работу в организацию, им выплачиваются стипендии за ее счет, оказывается помощь в прохождении производственной практики, написании дипломов, предоставляется работа в период каникул.

Мелкие и средние организации, не располагающие необходимыми средствами для таких действий, обращаются к посредническим фирмам по подбору кадров или специальным лизинговым фирмам, предоставляющим временных и постоянных работников без установления отношений прямого найма (правда, последние в нашей стране практически отсутствуют).

При пользовании услугами организаций по лизингу персонала предприятия уменьшают численность штатов, сокращают налоги и административные расходы, что особенно выгодно для малых фирм. Если работники находятся в составе более крупной фирмы, получают многие льготы, предоставляемые их персоналу.

Фирмы по подбору персонала (руководителей и специалистов) располагают базами данных, куда вводятся сведения о лицах, могущих работать в конкретных областях, полученные в том числе на основе тестирования, собеседований и пр. Сотрудники этих фирм — «охотники за умами» находят наилучшие кандидатуры на должности руководителей и специалистов высшей квалификации и устанавливают с ними контакт. Взаимодействие с такими фирмами, которых в США, например, более 15 тыс. полезно, когда можно определить конкретные требования к персоналу. В России также стали появляться аналогичные организации.

Свою деятельность службы персонала основывают на его мониторинге — постоянном специальном наблюдении за состоянием кадров, их динамикой, в том числе текучестью; балансом трудовых ресурсов; удовлетворенностью работой; процессами найма, обучения, повышения квалификации, продвижения; состоянием трудовой дисциплины; травматизмом и пр.

Службы персонала организуют проведение специальными фирмами кадрового консалтинга. Последние выдают на основе исследований рекомендации о путях повышения эффективности кадровой работы, например определяют потребность в различных категориях персонала, способы повышения его квалификации, конкретные выгоды ее различных форм; влияние на эффективность работы организации; выясняют профессионально важные качества, которыми должны обладать лица, осуществляющие те или иные управленческие функции; предоставляют консультации по вопросам содержания и методов поиска, отбора, подготовки, использования и повышения квалификации кадров.

С помощью служб персонала происходит реализация различных программ по укреплению связи с ним.

Похожие публикации